МЕТОДИКИ РАСЧЕТОВ РАЗМЕРА ВРЕДА ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


(в ред. приказов Белбюро по транспортному страхованию от 14.02.2001 N 4-од, от 21.06.2001 N 10-од)

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ТС

2.1. Размер вреда, причиненного ТС, Ввос определяется исходя из стоимости восстановления поврежденного ТС с учетом его частичного обновления при замене поврежденных частей ТС на новые и дополнительных расходов, связанных с определением и снижением размера вреда:

Ввос = Свос - Собновл + Рдоп,

где Свос - стоимость восстановления поврежденного ТС; Собновл - стоимость обновления ТС при его восстановлении; Рдоп - дополнительные расходы, связанные с определением и снижением размера вреда.

2.2. В случае нецелесообразности восстановления ТС (гибели ТС) размер вреда Вгиб определяется как

Вгиб = Сост - Сутил + Рдоп,

где Сост - остаточная стоимость неповрежденного идентичного ТС на дату повреждения; Сутил - утилизационная стоимость ТС на дату повреждения.

2.3. Размер вреда определяется как наименьшая величина при сопоставлении размера вреда для случаев восстановления и гибели ТС.

2.4. В случае технической невозможности восстановления поврежденного ТС размер вреда определяется только для случая гибели ТС.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

3.1. Стоимость восстановления (величина затрат на ремонт) ТС Свос определяется из стоимости ремонтных работ, стоимости использованных в процессе восстановления материалов и стоимости замененных частей ТС.

Свос = Ср + См + Сзч,

где Ср - стоимость ремонтных работ; См - стоимость материалов, необходимых для проведения ремонтных работ; Сзч - стоимость новых частей ТС, заменяющих поврежденные части ТС.

3.2. Способ, виды и объем ремонтных работ определяются в зависимости от характера и степени повреждения отдельных частей ТС с учетом необходимости проведения сопутствующих работ по разборке, регулировке, подгонке, окраске, антикоррозийной обработке и т.д.

3.3. Решение о замене частей ТС принимается только при экономической нецелесообразности либо невозможности их восстановления (ремонта) в соответствии с требованиями нормативных и справочных документов Республики Беларусь и предприятий - изготовителей ТС, регламентирующих нормативы технического состояния и безопасности эксплуатации ТС.

Примечания: а) замена двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления, для специализированного транспорта - агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового автомобиля, назначается на основании инструментальной диагностики; б) замена кузова легкового автомобиля, автобуса назначается в том случае, если он не соответствует требованиям на приемку кузовов в ремонт или его восстановление экономически нецелесообразно.

3.4. Объем окрасочных работ назначается исходя из необходимости полной окраски всех замененных и подвергшихся сварке, рихтовке, правке окрашиваемых частей ТС до видимой линии их раздела с сопряженной частью, а также сопряженных частей, если их окрашенная поверхность повреждается в результате соединения сваркой. Если окраске подлежит более 50% наружной окрашиваемой поверхности ТС, назначается наружная окраска всего ТС.

3.5. Расчетная стоимость восстановительных работ определяется на основании установленных предприятием-изготовителем нормативов трудоемкости технического обслуживания и ремонта ТС и стоимости нормо-часа ремонтных работ согласно действующим методикам оценки. Если ремонт ТС произведен на указанном страховщиком (Белорусским бюро по транспортному страхованию) предприятии, стоимость восстановления поврежденного ТС может быть определена согласно калькуляции затрат предприятия, проводившего ремонт. В этом случае в стоимость восстановления включаются только затраты на работы, непосредственно связанные с устранением повреждений по данному ДТП.

3.6. Стоимость обновления ТС при устранении повреждений Собновл определяется как

Собновл = SUM (Сзчi х Иi / 100 + Сэдi),

где Сзчi - стоимость новой части ТС, заменяющей поврежденную; Иi - износ поврежденной части ТС; Сэдi - стоимость устранения дефектов заменяемой или подлежащей ремонту части, поврежденной при данном ДТП. Если Сэдi больше стоимости ремонта этой детали с учетом износа, то ее значение принимается равным 0. Износ частей ТС определяется по действующим методикам оценки, за исключением износа частей мотоциклов, по которым износ определяется аналогично определению износа ТС согласно подпункту 4.7 настоящих Правил.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ТС

4.1. Действительная (остаточная) стоимость ТС Сост определяется как стоимость ТС на вторичном рынке и корректируется с учетом его фактического пробега, комплектации, стоимости устранения эксплуатационных дефектов и дополнительных затрат, включающих таможенные платежи и торговые надбавки:

Сост = Сбаз х (1 +- Кпр) + Сдоп - Сотс - Сэд + Здоп,

где Сбаз - стоимость ТС на вторичном рынке, укомплектованного, исправного, без эксплуатационных дефектов, идентичного рассматриваемому ТС на дату повреждения; Кпр - коэффициент коррекции стоимости ТС по пробегу; Сдоп - стоимость установленного дополнительного оборудования с учетом стоимости его установки; Сотс - стоимость отсутствующих частей ТС базовой комплектации с учетом стоимости их установки; Сэд - стоимость устранения эксплуатационных дефектов; Здоп - дополнительные затраты, включающие таможенные платежи при определении Сбаз по каталогам или справочникам.

4.2. Стоимость ТС Сбаз определяется как цена исправного, без эксплуатационных дефектов идентичного (аналогичного) ТС данного фактического возраста на вторичном рынке на дату повреждения в соответствии с действующими методиками оценки. Фактический возраст ТС определяется по данным технического паспорта (свидетельства о регистрации), договора купли-продажи (контракта на поставку), данным VIN с точностью до месяца. В случае, если в данных не указан месяц выпуска, то фактический возраст ТС принимается на 1 июля. При отсутствии сведений о цене на вторичном рынке стоимость ТС Сбаз определяется как цена идентичного (аналогичного) ТС на первичном рынке за вычетом износа ТС на дату повреждения. Определение идентичного (аналогичного) ТС проводится в соответствии с действующими методиками оценки.

4.3. Коэффициент коррекции по пробегу Кпр определяется с учетом отличия фактического пробега от расчетного в соответствии с действующими методиками оценки. Пробег ТС определяется по учетным документам на данное ТС, при отсутствии учетных документов определяется в соответствии с действующими методиками.

4.4. Если на ТС установлено дополнительное оборудование, не входящее в базовую комплектацию, стоимость ТС увеличивается на величину стоимости дополнительного оборудования Сдоп, включающей стоимость дополнительно установленных частей ТС и стоимость их установки на ТС за вычетом износа этих частей. Цена дополнительно установленного оборудования должна быть подтверждена документально (чек, заказ-наряд и т.д.). Стоимость дополнительного оборудования при отсутствии документального подтверждения цены или срока службы рассчитывается по аналогам или определяется по справочникам. При отсутствии частей ТС, предусмотренных базовой комплектацией, стоимость ТС уменьшается на величину Сотс, включающую стоимость отсутствующих частей за вычетом их износа и затрат на их установку на дату оценки.

4.5. Стоимость устранения эксплуатационных дефектов ТС Сэд определяется аналогично стоимости восстановления ТС:

Сэд = Ср + См + Сзч (1 - Иi / 100)

где Ср - стоимость ремонтных работ по устранению эксплуатационных дефектов; См - стоимость материалов, необходимых для устранения эксплуатационных дефектов; Сзч - стоимость замененных частей ТС, необходимых для устранения эксплуатационных дефектов. К эксплуатационным дефектам относятся дефекты, вызванные ненормальными условиями хранения, эксплуатации, ремонта, ненадлежащим уходом, не соответствующие требованиям к исправному ТС. При незначительном объеме работ по устранению эксплуатационных дефектов Сэд может приниматься до 10% от остаточной стоимости ТС без детализации.

4.6. Дополнительные затраты Здоп включают таможенные платежи, подтверждаемые документами установленного образца. При определении стоимости ТС по цене на внутреннем вторичном рынке таможенные платежи не учитываются. Величина дополнительных затрат уменьшается с учетом износа ТС с момента таможенного оформления до даты оценки. Цены на части ТС определяются по данным производителя с учетом необходимых затрат на их импорт и торговой надбавки, устанавливаемой действующими нормативами Республики Беларусь. При определении стоимости частей ТС по цене на внутреннем рынке затраты на импорт не учитываются.

4.7. Износ ТС И определяется отношением стоимости Сбаз идентичного (аналогичного) ТС на вторичном рынке к стоимости Снов нового идентичного (аналогичного) ТС на первичном рынке на дату повреждения с коррекцией по пробегу, соответствующей действующим методикам оценки:

И = (1 – (Сбаз х (1 +- Кпр))/ Снов), где Сбаз - стоимость ТС на вторичном рынке, укомплектованного, исправного, без эксплуатационных дефектов, идентичного рассматриваемому ТС на дату повреждения; Снов - цена нового идентичного ТС на первичном рынке на дату повреждения; Кпр - коэффициент коррекции износа ТС по пробегу.

Примечания: а) износ ТС, для которых не учитывается пробег, определяется по отношению ресурса (мото-часам) основного двигателя внутреннего сгорания или времени эксплуатации данного ТС (отработанного ресурса) к его гарантированному ресурсу; б) износ прицепа любого типа принимается так же, как и для тягачей; в) износ дополнительно установленного оборудования (оснастки) ТС составляет 8% в год; г) износ капитально отремонтированной части ТС с учетом снижения ее ресурса относительно аналогичной новой увеличивается на 20%.

4.8. Остаточная стоимость ТС снижается на величину морального износа как суммы следующих факторов: 1. при снятии ТС с производства - 2% в год от даты снятия с производства до даты оценки, но не более 20%; 2. при прекращении выпуска запасных частей к ТС - 20%; 3. при смене владельца (включая и продажу на первичном рынке) - до 5% на каждую смену; 4. при участии до даты оценки ТС в ДТП - до 5%. При определении остаточной стоимости на основании данных вторичного рынка позиции данного подпункта 1 и 2 не учитываются.

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УТИЛИЗАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ ТС

5.1. Утилизационная стоимость Сутил определяется как

Сутил = Среал + Сскрап,

где Среал - стоимость годных остатков утилизируемого (уничтоженного) ТС; Сскрап - скраповая стоимость частей ТС, не имеющих остаточного ресурса на дату повреждения.

Стоимость частей ТС, имеющих остаточный ресурс, определяется как сумма стоимостей частей ТС базовой комплектации и дополнительного оборудования с учетом их износа и затрат на реализацию:

Среал = SUM (Сгоднi х (1 - Иi) - Зреалi),

где Сгоднi - стоимость частей ТС, имеющих остаточный ресурс на дату повреждения; Зреалi - затраты на демонтаж и реализацию частей ТС, имеющих остаточный ресурс на дату повреждения; Иi - износ частей ТС, имеющих остаточный ресурс на дату повреждения. Части ТС, для которых реализация экономически нецелесообразна, учитываются в скраповой стоимости.

5.2. Скраповая стоимость частей ТС, не имеющих остаточного ресурса на дату повреждения, определяется как стоимость вторичного сырья по видам с учетом затрат на демонтаж, разборку, дефектовку и сдачу на переработку частей ТС, не имеющих остаточного ресурса на дату повреждения. ТС и его части, непригодные к эксплуатации, подготавливаются и сортируются в соответствии с действующими нормативами по переработке вторичных ресурсов.

5.3. Стоимость остатков поврежденного ТС определяется как сумма стоимости частей ТС, имеющих остаточный ресурс, и стоимость частей ТС, не имеющих остаточного ресурса, подлежащих переработке во вторичное сырье. Затраты на утилизацию ТС определяются как сумма затрат на демонтаж и реализацию частей ТС, имеющих остаточный ресурс, и затрат на демонтаж, разборку, дефектовку и сдачу на переработку частей ТС, не имеющих остаточного ресурса на дату повреждения.